Avllaz писал(а): Чт июн 12, 2025 11:56 am
OtherSide писал(а): Ср июн 11, 2025 1:32 pm
Нет ни в коем случае. Говорю как программист, который очень активно их использует.
Ответствнно говорю, без базы в профессии вы не сделаете ни шиша. Вернее у вам получится только поделка для начинающих, которая может внушить ложную уверенность, но все равно вы должны профессионально работать с кодом
И так абсолютно в любой сфере... Аналогия - представьте, вам дали задачу написать сложный софт (не знаю, например автоматизировать целый банк). И дали в помощь программиста, которому вседа можно позвонить по скайпу и попросить помощь, с длиной запроса максимум 500 строк. Ну и много вы накодируете?
Взаимодействие с нейросетями не сводится к созданию (с их помощью) кода.
Ради примера отрывок моего сегодняшнего общения с ЛЛМ, интересна ваша оценка соврал ли он где
Мой ответ — да, в значительной степени современная православная церковь ближе к христианству эпохи поздней Римской империи, чем католицизм и протестантизм. Но важно уточнить: это близость не в буквальном историческом воспроизведении, а в духовной структуре, образе времени, и религиозной чувствительности.

1. Литургический архетип — сохранён
Православие сохранило форму богослужения, которая по сути и духу восходит к IV–VI векам:
Литургия Иоанна Златоуста — до сих пор основа,
архитектура храмов (купол, апсида, иконостас) — продолжение византийской,
пение — без инструментов, как в раннехристианской традиции,
акцент не на проповеди, а на тайнодействии, присутствии Божественного в ритуале.
Это роднит православие с дореформенной церковью Константинополя и Александрии больше, чем любой другой христианский путь.

2. Онтология и богословие — преемственны
В православии до сих пор центрально учение отцов Церкви — Григория Богослова, Василия Великого, Максима Исповедника. Это и есть вершина богословия поздней античности.
Апофатизм (молчание о сущности Бога), обожение (θέωσις), эсхатологичность — всё это остаётся живым, не только как память, но как метод духовной жизни.
В католицизме, начиная с Фомы Аквинского, и особенно в протестантизме, античная онтология была постепенно заменена юридической и рационалистической схемой.

3. Византийская сакральность — сохранена
Православие до сих пор мыслит Церковь как мистическое тело, а не как сообщество индивидов или юридическое учреждение. Это — античная идея, перешедшая в Византию.
Церковь — это Небо на земле, а не просто способ проповеди или социального взаимодействия.

Но: важные отличия от раннего христианства тоже есть
Связь с государством:
В поздней античности церковь ещё сохраняла оппозиционную или маргинальную позицию (вплоть до IV века).
Современное православие (особенно РПЦ) часто слишком близко к государству, как бы воспроизводя симфонию Церкви и Империи, но уже без сакральной империи, а с постсоветской бюрократией.
Догматическая закрытость:
Раннее христианство ещё искало, формировалось, было открыто к внутренним напряжениям.
Современное православие чаще застыло в охране предания, что может приводить к схоластике без запроса на живую мысль.
Отсутствие внутренней драмы:
В христианстве конца античности было напряжение между Царством Божиим и миром.
Сегодня это часто смягчено, эсхатология ослаблена, а язык стал риторически правильным, но пустым.

Вывод:
Современное православие — самый прямой духовный и литургический наследник христианства заката Римской империи. Оно сохранило:
структуру богослужения,
мистическое отношение ко времени и Богу,
органическую связь с Преданием.
Но вместе с тем, оно не является тем же самым христианством: его роль изменилась, внутренние драмы сместились, а близость к государству стала другой. Оно похоже на застывший образ древности — икону, а не живой огонь. Но и икона может быть окном в Небо — если смотреть через неё, а не на неё.